Начало двадцатого века.
В первом десятилетии XX века в европейской моде еще сохранился S-образный силуэт женского костюма конца XIX века. Блузка с напуском спереди, тонкая талия, расширенная книзу юбка, корсет - все это придавало женской фигуре S-образную форму. Эти контуры оттеняли различные боа из меха, тюля, кружева, страусовых перьев. Силуэт нередко пытались сделать похожим на павлина, бабочку, цветок. Такой эффект создавался четким визуальным разделением фигуры на две части, пышными декоративными элементами, как хвост павлина, болеро, что трепетали, как крылья бабочки. С приходом в мир моды знаменитого Поля Пуаре модная индустрия сделала новый шаг. Пуаре отказался от корсета, вместо тусклых, невыразительных цветов предложил яркие, насыщенные краски. Он сумел создать новую эстетику простоты и изысканности. Дизайнер, кроме того, значительно укоротил женскую одежду, за что подвергался многочисленным обвинениям в «аморальности».
Западноевропейские модные тенденции развивались и в России. Модерн («сецессия»), полноправно войдя в русскую культуру с 1900 года, оказалась сначала в архитектуре: фасады зданий, интерьеры, витражи, художественный металл и дерево, отделочная керамика. Отдельные элементы сецесийной архитектуры стали прототипами внешних форм одежды. Например, крыши, чердаки домов, башни и купола сецесийных сооружений имели определенные аналогии в проектируемых художниками женских головных уборах. Художественное моделирование в России развивалось в двух направлениях: западноевропейском (ориентация на парижские и венские дома моделей) и национальном. Опытные мастера костюма в создании моделей одежды по народным мотивам шли разными путями - традиционным и авангардным. В те времена русская мода, отдавая дань мировым течениям, одновременно искала собственные оригинальные пути.
Двадцатые годы.
Первая мировая война унесла жизни тысяч мужчин, и русские женщины были вынуждены заменить их во многих ответственных и важных видах деятельности. На происходящие в обществе изменения отреагировала и мода. Приоритетным становится «мужской» стиль - брюки, пиджаки, галстуки, строгие блузы, напоминающие мужские сорочки.
Вечерние платья, так называемые «платье для визитов», не отличались покроем от ежедневных нарядов, но были, однако, более открытые и женственные, благодаря узорчатым отделка. Шляпки россиянки того времени носили низко, сильно натянутыми на лоб, к вечерним нарядам надевали тюрбан, украшенный перьями. Женские туфли в обязательном порядке имели острый носок, часто пряжки и достаточно высокие каблуки. Мода на короткие юбки способствовала тому, что больше внимания обращалось на обувь и чулки, которые изготавливались из натурального и искусственного шелка телесного цвета и нередко были эффектно украшены. Перчатки, сумка, шаль, зонтик и шляпа были цветными акцентами. Женщины охотно носили жемчуг, браслеты и серьги. Кроме настоящей бижутерии, появилась также и искусственная.
Тридцатые годы.
В моду входит «военный» стиль. В женской одежде стала подчеркиваться линия плеч, появляются подплечники, меняется крой рукавов. Талия при этом узко затягивалась, и образ чем-то напоминал военного в форме. Короткие юбки, словно по контуру, подчеркивали женственную округлость ног. Самыми популярными декоративными элементами были большие нашивки на карманах, эполеты и широкие лацканы. Вечерние платья, правда, остались изящными: они были открыты и часто имели шлейф. Из головных уборов женщины носили малые, щедро украшенные шляпки или тесные шапочки. Модной обувью стали туфли на каблуках, что сужались книзу. Известность получили и туфли на толстых подошвах - танкетках, которые были элементами «военного» стиля (само слово «танкетка» относится к военной терминологии). Украшениями служили искусственные цветы и узорные пояса.
А что же сейчас?
Известный санкт-петербургский модельер Ульяна Сергеенко выразила пессимистический взгляд на моду и стиль современных женщин.
«Я бы сказала, что является не столько московская и русская мода, сколько европейская и русская», - говорит модельер. «Московская мода давно шагает в ногу с Европой, и те дизайнеры, которые находятся на самом высоком профессиональном уровне в России, к сожалению, радикально опережают россиян. Мне очень грустно, потому что тот продукт, который мы получаем в Москве от иностранцев, в лучшем случае является нынешним сейлом, в худшем - имеет два-три года, но главное, что на нем пишут «Дольче и Габана», «Версаче», ибо народ прежде всего «ведется» на бирку или торговую марку, а не на сам продукт».
Еще более «убийственно» госпожа Сергеенко отзывается о стиле современных барышень: «Я думаю, что обычно они вряд ли думают о стилистике. Срабатывает психология - если моя коллега - то купила в той или иной лавке (к сожалению, это очень распространено у нас и уже давно отсутствует в Москве), надо бежать туда немедленно, ибо то, что я куплю там, будет оценено: коллега видела, какое оно дорогое, значит, все нормально, я в «струе». Конечно, есть и такие женщины, которые одеваются исключительно в то, что им подходит. Их не волнует, какая это марка и какой производитель, их волнует, как они в этом будут выглядеть и насколько хорошо себя чувствовать. Это важнее, но, к сожалению, таких женщин очень мало».
Я вполне согласна с госпожой Ульяной, что уровень качества и актуальности одежды в наших так называемых «бутиках» нередко хочется видеть лучше. Что касается стиля вообще, то здесь мои взгляды более оптимистичные. Оказывается, некоторые россиянки создают свой стиль собственными руками. При этом они используют старинные мотивы, которые сейчас, кстати, снова на пике популярности. С одной из таких девиц я вас с удовольствием знакомлю.
Елена, студентка пятого курса Медицинской академии, прославилась в кругу своих подруг из-за… гольфа. Уже не новую, надоевшую вещь девушка решила немного освежить и украсила ее вышивкой. Причудливые бисерные цветы превратили невзрачный гольфик в настоящий хит. «А платье для выпускного вечера я купила очень простое, - вспоминает Елена. - Но, украшенное вышивкой, оно стало выглядеть интересно и необычно». А затем девушка создала интересный комплект одежды в этностиле для себя и мужа: черное платье с бисерным орнаментом и вышитым поясом для себя и рубашку мужу, тоже вышитую оранжевым бисером. «Наше появление у знакомых на свадьбе в этом комплекте - стало настоящей сенсацией!» - Улыбается мастерица. И Елена, и ее муж носят наряды в этностиле с удовольствием. «Я очень не люблю, когда одежда выглядит банально. Мне всегда хочется создать что-то интересное, необычное, - делится Елена. - В принципе, даже с простой вещи можно сделать стильную». Вышивкой молодая мастерица украшает даже джинсовую одежду. «Но джинсовую ткань бисером украшать не стоит, - советует Елена.- Джинсы - это повседневная одежда, к тому же они часто носятся, и бисеринки могут отрываться. Для джинсовой ткани лучше всего подходит вышивка. Вышивкой, кстати, легко превратить такие банальные и всем знакомые штаны в совершенно уникальный экземпляр. Скажем, на джинсах можно даже ... вышить картину! Если не хочется расставаться со старыми, но любимыми штанами, орнаментом можно легко замаскировать дырку или пятно». Но на вышивку нужно много времени - вздохнет кто-то из читателей. «Не так уж много! - Возражает Елена.- Свое платье с оранжевым орнаментом я вышила за неделю, работая где-то по два часа в день, а иногда и меньше. На рубашку пошло недели три, ее я вышивала по вечерам, да и то не каждый день». Профессионально вышивкой будущая врач-стоматолог заниматься не планирует. «Для меня вышивание - это прежде всего удовольствие!» - Говорит рукодельница. В ближайших творческих планах Елены - классическая сорочка для свекрови и вышитая распашонка для будущего ребенка.
Артистичность, поэтическая, тонкая натура, желание выразить через одежду свои способности, свой внутренний мир - для эффектного и небанального внешнего вида все это гораздо важнее, чем известный всем ассортимент бутиков.
Романтика, кокетливая, неординарная, не всегда и не всем понятная «девушка из другой жизни» - такой, пожалуй, и есть настоящая россиянка. И таким, вероятно, и должен быть русский стиль.
17-09-2016
Нет отзывов, Вы будете первым(ой)